Смешарики (средняя группа 4–5 лет)
Воспитатели: Евсюкова Александра Витальевна
Белолюбская Людмила Ивановна
Помощник воспитателя: Кошелева Надежда Анатольевна.
Возрастные особенности развития детей 4–5 лет
(средняя группа)
Ребенок в 4–5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, знимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Режим дня в дошкольного образовательного учреждения
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приема пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей средней группы и способствует их гармоничному развитию.
Содержание | Время | Форма организации | Длительность, мин, час |
Прием детей в детский сад.
Игры |
8.30-9.00 | Самостоятельная деятельность | 30 мин |
Утренняя гимнастика | 9.00-9.10 | НОД | 10 мин |
Подготовка к завтраку.
Завтрак |
9.10-9.30
9.30-9.45 |
Совместная деятельность | 20 мин |
Игры. | 10.45-10.00 | Самостоятельная деятельность | 15 мин |
ООД | 10.00-10.20
10.30-10.50 |
НОД
Самостоятельная деятельность |
40 мин
10 мин |
Подготовка к прогулке | 10.50-11.00 | Совместная деятельность | 10 мин |
Прогулка | 11.00-11.40 | Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность |
10 мин
30 мин |
Возвращение с прогулки | 11.40-11.50 | Совместная деятельность | 10 мин |
Подготовка к обеду,
Обед |
11.50-12.00
12.00-12.30 |
Совместная деятельность | 10 мин |
Подготовка ко сну.
Сон |
12.30-12.40
12.40-15.00 |
Совместная деятельность | 10 мин |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00-15.20 | Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность |
10 мин
10 мин |
Подготовка к полднику, Полдник | 15.20-15.30
15.30-15.45 |
Совместная деятельность | 10 мин |
Игры | 15.45-16.10 | Самостоятельная деятельность | 25 мин |
Чтение худож. литературы | 16.10-16.20 | НОД | 10 мин |
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 16.20-17.00 | Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность |
10 мин
30 мин |
Возвращение с прогулки | 17.00-17.30 | Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность |
10 мин
20 мин |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды организованной деятельности | Количество |
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира ( Коммуникация) | 2 |
Речевое развитие..( Чтение художественной литературы ) | 1 |
Художественно — эстетическое развитие. Художественное творчество. Рисование Лепка Аппликация Музыка. | 1 /0,5 /0,5
2 |
Физическое развитие. (Физическая культура, здоровье) | 3 |
Социально — коммуникативное развитие (Труд, безопасность) в ходе интеграции | 1 |
Общее количество | 10 |